Шины и камеры, информация
Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполненную воздухом под давлением.
По расположению нитей корда каркаса различают шины диагональной и радиальной конструкции.
Примеры обозначения:
— диагональные шины:
13.6-20 где: 13.6, 10.0 — номинальная ширина профиля в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм);
10.0/75-15.3 20, 15.3 — номинальный посадочный диаметр в дюймах.
75 — отношение высоты профиля к ширине (в %)
— радиальные шины:
20.8R38 где: 20.8 — номинальная ширина профиля в дюймах;
710 — номинальная ширина профиля в миллиметрах;
710/70R42 R — обозначение шин радиальной конструкции;
70 — отношение высоты профиля к ширине (в %)
38, 42 — номинальный посадочный диаметр в дюймах.
Наружный диаметр (D) — габаритный размер накачанной шины.
Ширина профиля (В) — линейное расстояние между внешними поверхностями боковин накачанной шины.
Диаметр обода (d) — посадочный диаметр шины на ободе.
Высота профиля шины (Н) — (D-d)/2.
Номинальное отношение высоты профиля к ширине профиля (%) Н/В — применяется для классификации шин по профилю (именуется серия профиля или просто серия).
Ширина обода (С) — расстояние между закраинами обода.
Номинальное отношение ширины обода к ширине профиля шины (С/В) — применяется для классификации шин по профилю.
По способу герметизации шины делятся на камерные — TUBE (TT) и бескамерные — TUBELESS (TL).
В комплект камерной шины входят покрышка и ездовая камера с вентилем.
Бескамерная шина не имеет камеры. Герметизация обеспечивается специальным герметизирующим слоем на внутренней поверхности покрышки, герметичной посадкой на обод и специальным вентилем.. Специальный вентиль устанавливается прямо в ободе.
Обозначение шины должно быть указано на ее боковине и содержать информацию о размере, конструкции шины и эксплуатационных характеристиках.
1 — обозначение шины
2 — модель шины (условное обозначение шины, присваиваемое ее разработчиком)
3 — торговая марка или название предприятия
4 — товарный знак предприятия
5 — название страны-изготовителя на английском языке
6 — индекс нагрузки (Load Index), LI — цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку, которую способна нести шина в условиях эксплуатации при скорости, обозначенной символом
7 — символ скорости (Speed Symbol), SS — условное обозначение максимальной скорости,
при которой шина может нести нагрузку, соответствующую индексу нагрузки
8 — обозначение «TUBELESS» для бескамерных шин (обозначение «TUBE TIRE» для камерных шин может не указываться)
9 — обозначение «RADIAL» для шин радиальной конструкции (может не указываться)
10 — дата изготовления из четырех цифр: две первые указывают неделю, две последние — год изготовления
11 — знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора)
12 — обозначение номера ГОСТа или технических условий
13 — норма слойности PR или НС — обозначает расчетное число слоев в каркасе шины при
применении эталонного корда (фактическое число слоев может меняться в зависимости от типа применяемого корда). Применяется для маркировки традиционных серий шин.
Правилами №106 ЕЭК ООН установлено нанесение следующих маркировок:
для ведущих колес | пример: | 168А8 | |
для несущих колесах | пример: | 159А6 | |
для универсального применения | пример: | 151А6 | |
163А6 |
Дополнительная маркировка указывает в условных единицах: нагрузка на шину при другой эксплуатационной скорости эксплуатации,
пример: 173 А8 (170В), 136D (139A8)
В Европе принято обозначать:
для шин с символом скорости А8 или В
? — максимальное давление 160 кПа
?? — максимальное давление 240 кПа
??? — максимальное давление 320 кПа
???? — максимальное давление 360 кПа
В Америке принято обозначать:
? — максимальное давление 120 кПа
?? — максимальное давление 160 кПа
??? — максимальное давление 210 кПа
???? — максимальное давление 250 кПа
пиктограмма, указывающая максимальное внутреннее давление при монтаже шины на обод
На боковой стенке покрышки ставится штамп технического контроля.
При сертификации шины на соответствие требованиям Правил №106 ЕЭК ООН
на боковину наносится знак официального утверждения «Е» с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия.
К эксплуатационным характеристикам шины относятся индекс нагрузки и символ скорости. Индекс нагрузки — цифровой код, указывающий максимальную нагрузку, которую способна нести шина при скорости.
Символ скорости — это символ, указывающий скорость при которой шина способна нести соответствующую нагрузку. Эти параметры устанавливаются изготовителем шины и указываются в технической документации (ГОСТ, ТУ, каталог).
В случае сдваивания шин, нагрузка на каждую шину уменьшается на 12%.
Для зерноуборочных комбайнов при эксплуатации с периодической нагрузкой при скорости не более 10 км/ч допускается увеличение нагрузки на шину до 70% при увеличении внутреннего давления в шине на 25%.
В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины классифицируются следующим образом:
— шины ведущих колес сельскохозяйственных тракторов и комбайнов с рисунком протектора R («Косая елка»).
— шины направляющих колес сельскохозяйственных тракторов и комбайнов с рисунком протектора F (Front) (ребра) или универсальный.
— шины для сельскохозяйственных машин и орудий с рисунком протектора I (Implement) или универсальным.
— шины, применяющиеся на лесозаготовках с рисунком протектора LS.
Многообразие выполняемых тракторами полевых работ (работа в междурядьях, на ранне-весенних работах), транспортных работ, работ в промышленных условиях и т.д. (в том числе импортными тракторами большой мощности) предопределяет необходимость применения разных комплектов шин, максимально удовлетворяющих тем или иным видам работ.
Вопросы выбора шин для выполнения различных с/х работ в настоящее время становятся чрезвычайно актуальными, т.к. потребитель не всегда имеет возможность приобрести именно ту модель шины, которая рекомендована изготовителем техники.
В приведенной ниже таблице указаны взаимозаменяемые типоразмеры шин разной ширины с примерно одинаковым наружным диаметром.
Типоразмерный ряд шин ведущих колес, выстроенный по наружному диаметру
Dн, | «Узкие» | «Узкие» | Широкие | Широкие | Широкопрофильные | Шины | Шины сверхнизкого давления | |||
мм | пропашные | пропашные | Стандарт | серия | серия | серия | низкого | «флотационные» | ||
серия | Стандарт | 80-85 | 70 (75) | 65 | давления | серия 40-65 | ||||
80-95 | серия 65-75 | типа «Terra» | типа «Twin» | |||||||
680 — 710 | 5.50-16 | 200/70R16 | 240/65R16 | |||||||
7.50L-16 | ||||||||||
740 — 750 | 6.00-16
6.00R16 |
210/80R16
(734) |
240/70R16 | 260/65R16
|
||||||
760 — 780 | 6.50-16 | 260/70R16 | 280/65R16 | |||||||
6.50R16 | 10.0/75-15.3 | |||||||||
800 -810 | 7.50R16 | 250/80-16 (816) | 280/70R16 | 300/65R16 | 31×15.5R16 | |||||
840 — 860 | 7.50R18 | 250/80R18 | 11LR16
280/70R18 |
320/65R16
300/65R18 |
(790) | |||||
890 — 920 | 11.2-16 | 275/80R18 | 280/70R20 | |||||||
7.50R20 | 340/65R18 | |||||||||
930 — 960 | 12.4L-16 | 260/80R20 | 300/70R20 | 340/65R20 | ||||||
8.3-20
9.5R20 |
275/80R20
|
|||||||||
980 — 1000 | 11.2R20
11.2-20 |
280/85R20
335/80R18 |
320/70R20
|
|||||||
8.3R24 | 12.5/80R18 | |||||||||
1030 -1070 | 12.4R20
12.5R20 |
320/85R20
335/80R20 |
340/75R20
360/70R20 |
420/65R20
|
||||||
13.6R20 | ||||||||||
13.6-20 | ||||||||||
9.5R24 | 250/85R24 | 300/70R24 | ||||||||
1070 — 1100 | 16.0-20 | 405/70R20 | ||||||||
1080 — 1110 | 11.2R24 | 280/85R24 | 380/70R20 | 440/65R20 | ||||||
14.9LR20 | ||||||||||
320/70R24 | 42×25.00-20 | 400/60-26.5 | ||||||||
1140 — 1160 | 12.4R24 | 320/85R24 | 360/70R24 | 420/65R24 | (1113) | 500/60R22.5 | ||||
9.5R28 | 250/85R28 | 425/75R20 | 340/65R28 | 600/50R22.5 | ||||||
700/40R22.5 | ||||||||||
1180- 1210 | 210/95R32 | 8.3R32 | 13.6R24 | 340/85R24 | 380/70R24 | 440/65R24 | (1171) | |||
280/85R28 | 11.2-28 (1210) | 320/70R28 | ||||||||
1230 — 1260 | 230/95R32 | 9.5R32 | 14.9R24 | 380/85R24 | 420/70R24 | 480/65R24 | ||||
270/75R32 | 9.5-32 | 12.4R28 | 320/85R28 | 360/70R28 | (1220) | |||||
1290 — 1330 | 270/95R32 | 11.2R32 | 16.9R24 | 420/85R24 | 480/70R24 | 540/65R24 | 48×25.00-20 | |||
210/95R36 | 8.3R36 | 14.9R26 | 380/70R28 | 440/65R28 | 48×31.00-20 | 600/55-26.5 | ||||
1340 — 1390 | 12.4R32 | 16.9R26 | 420/85R26 | 420/75R28 | 540/65R26 | (1333) | ||||
230/95R36 | 9.5R36 | 14.9R28 | 380/85R28 | 420/70R28 | 480/65R28 | 700/50-26.5 | ||||
180/95R40 | 7.2R40 | (1330) | ||||||||
1390 — 1400 | 18.4R24 | 21.3R24 / 21.3-24 | ||||||||
18.4-24 | 540/70R24 | |||||||||
14.9R30 / 14.9-30 | 380/85R30 | 420/70R30 | ||||||||
1400 -1430 | 320/85R34 | |||||||||
270/95R36 | 11.2R36 | 16.9R28 | 420/85R28 | 480/70R28 | 540/65R28 | 750/50R26 | 54×37.00-25 | 600/55-30.5 | ||
1470 — 1500 | 270/95R38 | 11.2R38 | 13.6R36 | 420/85R30 | 480/70R30 | 540/65R30 | 600/65R28 | 750/55R26 | (1430) | |
230/95R40 | 9.5R40 | 16.9R30 | 18.4/78-30 (1520) | 540/75R28 | 600/60-30.5 | |||||
(1462 / 1475) | 18.4R30 (1525) | 700/50-30.5 | ||||||||
1500 — 1550 | 320/85R38 | 18.4R30 | 460/85R30 | 600/65R30 | 620/70R26 | 710/55R30 | 800/45-30.5 | |||
385/85R34 | 14.9R34 | 380/85R34 | ||||||||
210/95R44 | 8.3R44 | 13.6R38 | ||||||||
1570 — 1610 | 230/95R44 | 9.5R44 | 23.1R26 | 600/70R28 | 620/75R26 | 28L-26 | ||||
380/80R38 | 16.9R34 | 42085R34 | 480/70R34 | 540/65R34 | 620/70R28 | 28LR26 | ||||
13.6-38 | 600/70R30 | 750/65R26 | ||||||||
270/95R44 | 11.2R44 | 15.5R38 | (1636) | |||||||
1640 — 1650 | 320/90R42 | 18.4R34 | 460/85R34 | 520/70R34 | 600/65R34 | 620/75R30 | 1050/50R25 | 700/50-34 | ||
1665 — 1690 | 270/90R46 | 16.9R38 | 420/85R38 | 480/70R38 | 540/65R38 | 540/75R34 | 710/65R30 | 66×43.00R25 | 600/60-38 | |
230/95R48 | 9.5R48 | 67×34.00-25 | 800/50-34 | |||||||
1730 — 1750 | 320/90R46 | 18.4R38 | 460/85R38 | 520/70R38 | 600/65R38 | 620/75R34 | 68×50.00-32 | 650/60-38 | ||
300/95R46 | 12.4R46 | 28.1R26 | 650/75R32 | 71×47.00-25 | ||||||
270/95R48 | 11.2R48 | 28.1-26 | (1765) | |||||||
1820 — 1850 | 20.8R38 | 520/85R38 | 580/70R38 | 650/65R38 | 30.5L-32 | 900/55R32 | 1050/50R32 | 700/65-38 | ||
300/95R52 | 12.4R52 | 650/75R34 | 600/65R42 | 30.5R32 | 73×44.00-32 | 850/50-38 | ||||
270/95R54 | 11.2R54 | 620/70R38 (1864) | 30.5LR32 | (1880) | ||||||
800/65R32 | ||||||||||
1930 -1960 | 320/90R54 | 20.8R42 | 520/85R42 | 580/70R42 (1908) | 650/65R42 | 900/60R32 | 750/65-38 | |||
18.4R46 | 680/85R32 | 620/70R42 | 900/50R42 | 850/60-38 | ||||||
650/75R38 | 76×50.00-32 | 850/55-42 | ||||||||
710/75R34 | (1994) | |||||||||
710/70R38 | ||||||||||
2040 — 2060 | 20.8R46 | 520/85R46 | 710/70R42 | 800/70R38 | ||||||
710/75R42 |
Однако нужно учитывать, что шины одинакового типоразмера, но различных фирм изготовителей предлагаемых в продаже отличаются по габаритам, и в частности, по наружному диаметру, статическому радиусу и окружности качения в пределах 1-3%. Такой разброс габаритов шин влияет на кинематику трактора и их выбор требует помощи квалифицированных специалистов. Особая точность требуется при замене шин на тракторах, особенно классической схемы с двумя ведущими мостами. Неправильный выбор может привести к изменению кинематики трактора, полному рассогласованию при включении переднего ведущего моста и, как следствие, резкому снижению технико-экономических показателей техники и, в дальнейшем, к ее поломке.
Для полного использования преимуществ 4-х ведущих колес и во избежание преждевременного износа трансмиссии и шин окружная скорость передней оси должна быть больше, чем задней. Отношение между окружной скоростью передних и задних шин называется «Кинематическое несоответствие» (L). Как правило, при движении трактора с использованием двойной тяги значение L должно быть между 1 и 5 % (окружная скорость передних шин больше окружной скорости задних).
Значение L вне данного диапазона будет создавать проблемы и нестабильность в управлении (L<1 – задняя ось толкает трактор избыточно по отношению к передней оси) или причиняет избыточное ползание между передними и задними шинами (L>5 – избыточное механическое усилие на все звенья трансмиссии).
В обоих случаях трудность и поломки возникают в коробке передач, а шины являются объектом быстрого и неравномерного износа.
Вычисление кинематического несоответствия
где: Rc(перед.) = окружность качения шин на передней оси
Rc(задн.) = окружность качения шин на задней оси
RM = механическое (передаточное) отношение между передней
и задней осями
При эксплуатации шин особое внимание следует обращать на соответствие внутреннего давления и нагрузки на шину, (особенно это касается сдвоенных шин). Давление во всех сдвоенных шинах должно устанавливаться в соответствии с нагрузочным рядом для сдвоенных шин.