Шины и камеры, информация

Шины и камеры, информация

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для ус­тановки на ободе колеса и заполненную воздухом под давлением.

По расположению нитей корда каркаса различают шины диагональной и радиальной конструкции.

Примеры обозначения:

            — диагональные шины:

13.6-20           где: 13.6, 10.0 — номинальная ширина профиля в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм);
10.0/75-15.3           20, 15.3 — номинальный посадочный диаметр в дюймах.
                               75 — отношение высоты профиля к ширине (в %) 

            — радиальные шины:

20.8R38        где:  20.8 — номинальная ширина профиля в дюймах;
                              710 — номинальная ширина профиля в миллиметрах;
710/70R42            R — обозначение шин радиальной конструкции;
                             70 — отношение высоты профиля к ширине (в %) 
                             38, 42 — номинальный посадочный диаметр в дюймах.

 

Наружный диаметр (D) — габаритный размер накачанной шины.

Ширина профиля (В) — линейное расстояние между внешними поверхностями боковин накачанной шины.

Диаметр обода (d) — посадочный диаметр шины на ободе.

Высота профиля шины (Н) — (D-d)/2.

Номинальное отношение высоты профиля к ширине профиля (%) Н/В — применяется для классификации шин по профилю (именуется серия профиля или просто серия).

Ширина обода (С) — расстояние между закраинами обода.

Номинальное отношение ширины обода к ширине профиля шины (С/В) — применяется для классификации шин по профилю.

По способу герметизации шины делятся на камерные — TUBE (TT) и бескамерные — TUBELESS (TL).

В комплект камерной шины входят покрышка и ездовая камера с вентилем.

Бескамерная шина не имеет камеры. Герметизация обеспечивается специальным герметизирующим слоем на внутренней поверхности покрышки, герметичной посадкой на обод и специальным вентилем..  Специальный вентиль устанавливается прямо в ободе.

Обозначение шины должно быть указано на ее боковине и содержать информацию о размере, конструкции шины и эксплуатационных характеристиках.

1  —  обозначение шины 
2  —  модель шины (условное обозначение шины, присваиваемое ее разработчиком)
3  —  торговая марка или название предприятия
4  —  товарный знак предприятия
5  —  название страны-изготовителя на английском языке
6  —  индекс нагрузки  (Load Index), LI — цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку, которую способна нести шина в условиях эксплуатации при скорости, обозначенной символом 
7  —  символ скорости (Speed Symbol), SS — условное обозначение максимальной скорости,
при которой шина может нести нагрузку, соответствующую индексу нагрузки
8  —  обозначение «TUBELESS» для бескамерных шин (обозначение «TUBE TIRE» для камерных шин может не указываться)
9  —  обозначение «RADIAL» для шин радиальной конструкции (может не указываться)
10 — дата изготовления из четырех цифр: две первые указывают неделю, две последние — год изготовления
11 — знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора)
12 — обозначение номера ГОСТа или технических условий
13 — норма слойности PR или НС — обозначает расчетное число слоев в каркасе шины при
применении эталонного корда (фактическое число слоев может меняться в зависимости от типа применяемого корда). Применяется для маркировки традиционных серий шин.

Правилами №106 ЕЭК ООН  установлено нанесение следующих маркировок:

  для ведущих колес пример: 168А8 
  для  несущих колесах пример: 159А6 
  для универсального применения пример: 151А6 
  163А6 

Дополнительная маркировка указывает в условных единицах: нагрузка на шину при другой  эксплуатационной  скорости эксплуатации,
пример:  173 А8 (170В), 136D (139A8)
В Европе принято обозначать:
для шин с символом скорости А8 или В
        ?            — максимальное давление 160 кПа
        ??        — максимальное давление 240 кПа
        ???    — максимальное давление 320 кПа
        ???? — максимальное давление 360 кПа
В Америке принято обозначать:
        ?            — максимальное давление 120 кПа
        ??        — максимальное давление 160 кПа
        ???    — максимальное давление 210 кПа
        ???? — максимальное давление 250 кПа

 

пиктограмма, указывающая максимальное внутреннее давление при монтаже шины на обод

 

 

На боковой стенке покрышки ставится штамп технического контроля.

При сертификации шины на соответствие требованиям Правил №106 ЕЭК ООН
на боковину наносится знак официального утверждения «Е» с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия.

К эксплуатационным характеристикам шины относятся индекс нагрузки и символ скорости. Индекс нагрузки — цифровой код, указывающий максимальную нагрузку, которую способна нести шина при скорости.

 Символ скорости — это символ, указывающий скорость при которой шина способна нести соответствующую нагрузку. Эти параметры устанавливаются изготовителем шины и указываются в технической документации (ГОСТ, ТУ, каталог).
В случае сдваивания шин, нагрузка на каждую шину уменьшается на 12%.
Для зерноуборочных комбайнов при эксплуатации с периодической нагрузкой при скорости не более 10 км/ч допускается увеличение нагрузки на шину до 70% при увеличении внутреннего давления в шине на 25%.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины классифицируются следующим образом:

шины ведущих колес сельскохозяйственных тракторов и комбайнов с рисунком протектора R («Косая елка»).

     

шины направляющих колес сельскохозяйственных тракторов и комбайнов с  рисунком протектора F (Front) (ребра) или универсальный.

                          

шины для сельскохозяйственных машин и орудий с рисунком протектора I (Implement) или универсальным.

             

— шины, применяющиеся на лесозаготовках с рисунком протектора LS.

                   

            Многообразие выполняемых тракторами полевых работ (работа в междурядьях, на ранне-весенних работах), транспортных работ, работ в промышленных условиях и т.д. (в том числе импортными тракторами большой мощности) предопределяет необходимость применения разных комплектов шин, максимально удовлетворяющих тем или иным видам работ.
            Вопросы выбора шин для выполнения различных с/х работ в настоящее время становятся чрезвычайно актуальными, т.к. потребитель не всегда имеет возможность приобрести именно ту модель шины, которая рекомендована изготовителем техники.

            В приведенной ниже таблице указаны взаимозаменяемые типоразмеры шин разной ширины с примерно одинаковым наружным диаметром.

Типоразмерный ряд шин ведущих колес, выстроенный по наружному диаметру

Dн, «Узкие» «Узкие» Широкие Широкие Широкопрофильные Шины Шины сверхнизкого давления
мм пропашные пропашные Стандарт серия серия серия низкого «флотационные»
  серия Стандарт   80-85 70 (75) 65 давления серия 40-65
  80-95           серия 65-75   типа «Terra» типа «Twin»
                     
680 — 710     5.50-16   200/70R16 240/65R16        
          7.50L-16          
740 — 750     6.00-16

6.00R16

210/80R16

(734)

240/70R16 260/65R16

 

       
760 — 780     6.50-16   260/70R16 280/65R16        
      6.50R16   10.0/75-15.3          
800 -810     7.50R16 250/80-16 (816) 280/70R16 300/65R16     31×15.5R16  
840 — 860     7.50R18 250/80R18 11LR16

280/70R18

320/65R16

300/65R18

    (790)  
890 — 920     11.2-16 275/80R18 280/70R20          
      7.50R20     340/65R18        
930 — 960     12.4L-16 260/80R20 300/70R20 340/65R20        
      8.3-20

9.5R20

275/80R20

 

           
980 — 1000     11.2R20

11.2-20

280/85R20

335/80R18

320/70R20

 

         
      8.3R24 12.5/80R18            
1030 -1070     12.4R20

12.5R20

320/85R20

335/80R20

340/75R20

360/70R20

420/65R20

 

       
      13.6R20              
      13.6-20              
      9.5R24 250/85R24 300/70R24          
1070 — 1100     16.0-20   405/70R20          
1080 — 1110     11.2R24 280/85R24 380/70R20 440/65R20        
          14.9LR20          
          320/70R24       42×25.00-20 400/60-26.5
1140 — 1160     12.4R24 320/85R24 360/70R24 420/65R24     (1113) 500/60R22.5
      9.5R28 250/85R28 425/75R20 340/65R28       600/50R22.5
                    700/40R22.5
 1180- 1210 210/95R32 8.3R32 13.6R24 340/85R24 380/70R24 440/65R24       (1171)
  280/85R28 11.2-28 (1210)     320/70R28          
1230 — 1260 230/95R32 9.5R32 14.9R24 380/85R24 420/70R24 480/65R24        
  270/75R32 9.5-32 12.4R28 320/85R28 360/70R28 (1220)        
1290 — 1330 270/95R32 11.2R32 16.9R24 420/85R24 480/70R24 540/65R24     48×25.00-20  
  210/95R36 8.3R36 14.9R26   380/70R28 440/65R28     48×31.00-20 600/55-26.5
1340 — 1390   12.4R32 16.9R26 420/85R26 420/75R28 540/65R26       (1333)
  230/95R36 9.5R36 14.9R28 380/85R28 420/70R28 480/65R28       700/50-26.5
  180/95R40 7.2R40     (1330)          
1390 — 1400     18.4R24   21.3R24 / 21.3-24          
      18.4-24   540/70R24          
      14.9R30 / 14.9-30 380/85R30 420/70R30          
1400 -1430 320/85R34                  
  270/95R36 11.2R36 16.9R28 420/85R28 480/70R28 540/65R28   750/50R26 54×37.00-25 600/55-30.5
1470 — 1500 270/95R38 11.2R38 13.6R36 420/85R30 480/70R30 540/65R30 600/65R28 750/55R26 (1430)  
  230/95R40 9.5R40 16.9R30   18.4/78-30 (1520)   540/75R28     600/60-30.5
      (1462 / 1475)   18.4R30 (1525)         700/50-30.5
1500 — 1550 320/85R38   18.4R30 460/85R30   600/65R30 620/70R26 710/55R30   800/45-30.5
  385/85R34   14.9R34 380/85R34            
  210/95R44 8.3R44 13.6R38              
1570 — 1610 230/95R44 9.5R44 23.1R26   600/70R28   620/75R26 28L-26    
  380/80R38   16.9R34 42085R34 480/70R34 540/65R34 620/70R28 28LR26    
      13.6-38       600/70R30 750/65R26    
  270/95R44 11.2R44 15.5R38         (1636)    
1640 — 1650 320/90R42   18.4R34 460/85R34 520/70R34 600/65R34 620/75R30   1050/50R25 700/50-34
1665 — 1690 270/90R46   16.9R38 420/85R38 480/70R38 540/65R38 540/75R34 710/65R30 66×43.00R25 600/60-38
  230/95R48 9.5R48             67×34.00-25 800/50-34
 1730 — 1750 320/90R46   18.4R38 460/85R38 520/70R38 600/65R38 620/75R34   68×50.00-32 650/60-38
  300/95R46 12.4R46     28.1R26   650/75R32   71×47.00-25  
  270/95R48 11.2R48     28.1-26       (1765)  
1820 — 1850     20.8R38 520/85R38 580/70R38 650/65R38 30.5L-32 900/55R32 1050/50R32 700/65-38
  300/95R52 12.4R52     650/75R34 600/65R42 30.5R32   73×44.00-32 850/50-38
  270/95R54 11.2R54     620/70R38 (1864)   30.5LR32   (1880)  
              800/65R32      
1930 -1960 320/90R54   20.8R42 520/85R42 580/70R42 (1908) 650/65R42   900/60R32   750/65-38
      18.4R46 680/85R32 620/70R42     900/50R42   850/60-38
          650/75R38       76×50.00-32 850/55-42
          710/75R34       (1994)  
          710/70R38          
2040 — 2060     20.8R46 520/85R46 710/70R42     800/70R38    
          710/75R42          

            Однако нужно учитывать, что шины одинакового типоразмера, но различных фирм изготовителей предлагаемых в продаже отличаются по габаритам, и в частности, по наружному диаметру, статическому радиусу и окружности качения в пределах 1-3%. Такой разброс габаритов шин влияет на кинематику трактора и их выбор требует помощи квалифицированных специалистов. Особая точность требуется при замене шин на тракторах, особенно классической схемы с двумя ведущими мостами. Неправильный выбор может привести к изменению кинематики трактора, полному рассогласованию при включении переднего ведущего моста и, как следствие, резкому снижению технико-экономических показателей техники и, в дальнейшем, к ее поломке.

            Для полного использования преимуществ 4-х ведущих колес и во избежание преждевременного износа трансмиссии и шин окружная скорость передней оси должна быть больше, чем задней. Отношение между окружной скоростью передних и задних шин называется «Кинематическое несоответствие» (L). Как правило, при движении трактора с использованием двойной тяги значение L должно быть между 1 и 5 % (окружная скорость передних шин больше окружной скорости задних).

            Значение L вне данного диапазона будет создавать проблемы и нестабильность в управлении (L<1 – задняя ось толкает трактор избыточно по отношению к передней оси) или причиняет избыточное ползание между передними и задними шинами (L>5 – избыточное механическое усилие на все звенья трансмиссии).

            В обоих случаях трудность и поломки возникают в коробке передач, а шины являются объектом быстрого и неравномерного износа.

Вычисление кинематического несоответствия

            где:     Rc(перед.)   = окружность качения шин на передней оси
                        Rc(задн.)     = окружность качения шин на задней оси
                        RM              = механическое (передаточное) отношение между передней
                                              и задней осями

            При эксплуатации шин особое внимание следует обращать на соответствие внутреннего давления и нагрузки на шину, (особенно это касается сдвоенных шин). Давление во всех сдвоенных шинах должно устанавливаться в соответствии с нагрузочным рядом для сдвоенных шин.

Перейти к началу страницы